pic.gif (43 bytes)

Глава 10. Проверка диаграммы автором

Оглавление

НазадВперед

Процесс декомпозиции в SADT сводится к представлению каждого блока диаграммы с помощью диаграммы следующего уровня детализации. Во время декомпозиции составляют список данных и список функций, объединяют функции в блоки и используют список данных при формировании взаимосвязей между блоками. В ходе этого процесса аналитик выполняет такие шаги, как выбор блока, изучение его объекта и построение новой диаграммы. Целью аналитика на этом этапе является в первую очередь ясное восприятие сути декомпозируемой модели.

Построив диаграмму, попытайтесь самостоятельно выявить ее недостатки, прежде чем рассылать ее для подробного рецензирования. Опытные SADT-аналитики при декомпозиции блока разделяют этап создания и этап критического рассмотрения диаграммы. Они специально выбирают время для того, чтобы окинуть ее критическим взглядом, помня о том, что за несколько минут можно самому обнаружить те ошибки, которые часто выявляются с помощью обратной связи с читателями. Создание диаграмм и критическая оценка их обсуждаются последовательно в главах 9 и 10, чтобы выявить различие этих этапов и подчеркнуть тот факт, что процесс декомпозиции в SADT включает и то, и другое. Рассмотрим теперь процесс критической оценки своей работы.

10.1. Процесс авторской проверки

Процесс авторской проверки дает новое направление работе - определение ее качества. На этапе декомпозиции возникает диаграмма, которая декомпозирует блок и его дуги. Аналитик пытается объяснить объект самому себе. Неудивительно, что результат может оказаться малодоступным для других. В работе, естественно, появляются жаргон и неявно подразумеваемые факты. При критической оценке аналитик

абстрагируется от своей работы. Это позволяет взглянуть свежим взглядом на диаграмму с тем, чтобы информация, которую она несет, стала доступной не только ее автору, но и другим людям. Процесс критической оценки осуществляется в следующем порядке:

  1. выявление недостатков новой диаграммы;
  2. создание альтернативных декомпозиции;
  3. корректировка новой диаграммы;
  4. корректировка всех связанных с ней диаграмм.

Часто в ходе критической оценки выполняют альтернативные декомпозиции, чтобы проверить, является ли исходный набросок лучшим для передачи желаемой информации. Кроме того, проверяют взаимосвязи с родительской и другими диаграммами. После этого во все диаграммы вносятся необходимые изменения. Действия автора во время критической оценки весьма сходны с действиями читателей при рецензировании. Поэтому всегда учитывайте приведенные в главе 14 рекомендации, связанные с чтением диаграмм, моделей и замечаний.

10.2. Выявление недостатков новой диаграммы

Выявление недостатков диаграммы происходит по схеме вопрос-ответ, поэтому нельзя четко сформулировать правила ее пошаговой оценки. Опытный SADT-аналитик, однако, в процессе оценки диаграммы задает определенный набор вопросов относительно блоков, связи с родительской диаграммой и внутренних дуг. Ответ на каждый из них дает направление последующим вопросам. Таким образом, поток вопросов и ответов управляет анализом каждой части диаграммы. На рис. 10-1 приведен результат критичес-

Рис. 10-1. Диаграмма после критики рецензента

кой оценки диаграммы, построенной в главе 9 (замечания отмечены светло-серым). Обращайтесь к этому рисунку по мере обсуждения схемы "вопрос-ответ".

10.2.1. Вопросы о блоках

Вначале следует критически оценить блоки диаграммы. Определим функциональные аспекты диаграммы, задавая вопросы типа:

Например, на рис. 10-1 нет замечаний, связанных с блоками данной диаграммы. Однако для блоков определить степень выполнения задания и обработать на станке и собрать можно было бы выбрать другие названия. Кроме того, имя блока выбрать инструменты может означать слишком простую функцию, поэтому новое наименование выбрать ручные инструменты может больше сообщить об их выборе.

10.2.2. Вопросы о связи с родительской диаграммой

Теперь зададим вопросы о связи диаграммы с ее родителем. При этом мы проверим, как диаграмма вписывается в модель.

Рис. 10-2. Примеры расположения дуг

Замечания 3 и 4 на рис. 10-1 исправляют ошибку в названии дуги (12) станки и инструменты, а замечания 7 и 8 отражают развитие спора автора с самим собой относительно природы отходов и сырья - проблема, которая нередко возникает в связи с производственными процессами.

10.2.3. Вопросы о внутренних дугах

Вопросами о внутренних дугах обычно заканчивают поиск ошибок в диаграмме. Теперь, после разрешения основных вопросов, следует проанализировать детали диаграммы. Мы можем задать вопросы типа:

Замечания 1 и 2 на рис. 10-1 показывают, что автор изменил свое мнение относительно взаимоотношения дуги результаты обработки и внешнего входа сырье и заготовки. Окончательное решение заключается в том, что они не очень близки и должны быть разделены. Метка следующий шаг задания уточняет, что именно управляет функцией обработать на станке и собрать.

10.3. Создание альтернативных декомпозиций

К этому моменту у вас накопилось много новой информации о диаграмме, которую вы набросали. Воспользуйтесь этой информацией разумно. Попробуйте произвести альтернативные декомпозиции с использованием новых фактов и посмотрите, не получится ли у вас более точной диаграммы. Даже если вам не удастся построить совершенно новую диаграмму, доносящую смысл лучше, вы сможете исправить часть своего исходного наброска. Ниже приведены некоторые технические приемы.

10.3.1. Альтернативная декомпозиция и объединение функций

Иногда у аналитика возникают сомнения относительно блоков диаграммы. На хорошей SADT-диаграмме блоки должны обладать некоторыми важными качествами:

Попробуйте объединить функции и данные иначе или составьте новый список функций, если исходный набор блоков не позволяет осуществит! декомпозицию удачно. Вы можете это сделать и для того, чтобы убедиться в правильности исходного разбиения. Например, разделите блок обработать на станке и собрать на две функции. Вы увидите, что это очень просто, но при этом объем новой информации ничтожен. В данном случае исходное объединение обработки на станке и сборки в один блок на этом уровне модели является наилучшим.

Применяя эти приемы, помните, что критерий качества для блоков достаточно противоречив. Например, добиваясь одинаковой сложности блоков, вы можете усложнить соединения между ними, а упрощение связи между двумя блоками может скрыть какой-либо важный на данном уровне детализации факт. Основным для вас всегда должно быть наилучшее описание декомпозируемого объекта. Построение хороших блоков возможно только при достижении равновесия между требованиями к сложности соединения блоков и к достаточности уровня детализации.

10.3.2. Альтернативное объединение и разъединение дуг

Иногда можно обнаружить две дуги, которые начинаются и кончаются в одних и тех же местах диаграммы. То есть обе дуги начинаются и кончаются у одних и тех же блоков (см. рис. 10-2). В этом случае посмотрите на эти две дуги внимательно. Может оказаться, что их следует объединить в одну. Если вы можете придумать хорошее наименование, объединяющее названия этих дуг, объедините их. Если наличие двух дуг имеет определенный смысл, не объединяйте их. Объединение скрывает детали, поэтому не делайте это механически. Исчезновение деталей повредит диаграмме. Например, замечания 7 и 8 на рис. 10-1 отражают попытку объединить брак и сырье, отвергнутую из-за того, что они оказались различными вещами.

Вы можете обнаружить также дугу, описывающую два совершенно различных набора данных. В этом случае изучите дугу, чтобы оценить, приведет ли разделение ее на две к прояснению важных для диаграммы деталей. Будьте очень осторожны и старайтесь сохранить равновесие между стремлением к детализации и сохранением наглядности диаграммы. Например, дуги статус задания и незаконченное задание не были объединены в одну выходную дугу. Они отражают различные типы данных (первая - понятие, вторая - физическую реальность) и каждая влияет на свою часть родительской диаграммы {управлять выполнением, задания и контролировать качество выполнения соответственно). Поэтому их раздельное изображение дает более ясную картину результатов работы блока определить степень выполнения задания.

Рис. 10-3. Пересмотренная диаграмма

10.3.3. Тестирование

Хороший способ оценки диаграммы заключается в рассмотрении сценариев ее работы. Вы представляете себе возможную ситуацию и смотрите, как работает диаграмма в заданных условиях. По мере развития сценария делайте пометки на диаграмме. Это даст вам возможность всегда повторить сценарий, а информация может помочь при декомпозиции блоков этой диаграммы. Таким образом, вы проверите и точность, и понятность изложенного в диаграмме.

Рассмотрим, что описывает диаграмма выполнить задание, начиная обрабатывать новое задание: изучается план выполнения задания и выбирается следующий шаг задания. Это определяет, какие выбрать инструменты и как подготовить рабочее место. Затем сырье и брак обрабатываются на станке и собираются и выдаются результаты обработки. Далее по этим результатам определяется степень выполнения задания и выбирается следующий шаг задания.

10.3.4. Схематичное изображение декомпозиции следующего уровня

Еще один хороший способ проверки правильности диаграммы - разложение одного - двух ее блоков. (При этом сохраняйте свои наброски, чтобы облегчить будущие декомпозиции этой диаграммы.) Детализация некоторой части новой диаграммы поможет определить сбалансированность декомпозиции и выявить неувязки в распределении функций между новыми блоками.

Например, диаграмма выполнить задание состоит из четырех блоков. Иногда диаграмму, состоящую из четырех блоков, можно декомпозировать по-другому, заменив ее диаграммой из пяти - шести блоков, которая будет ненамного сложнее, но более информативная. Однако, декомпозировав любой из блоков диаграммы выполнить задание, вы увидите, что каждый из них весьма содержателен. Несмотря на то, что на диаграмме выполнить задание четыре блока, каждый из них сам по себе достаточно сложен. Не имеет смысла соединять или разделять эти блоки для создания альтернативной диаграммы. Самый лучший способ продолжения этой части модели заключается, по-видимому, в сохранении этих четырех блоков с дальнейшей декомпозицией каждого из них.

10.4. Корректировка новой диаграммы

Обычно, потратив время на вопросы к диаграмме, тестирование, выполнение альтернативных набросков, автор корректирует диаграмму. В ходе корректировки следите за правильным доминированием, выбором названий блоков, информативностью дуг и делайте пояснения. Помните, что теперь вы рисуете диаграмму, чтобы донести информацию в точном и понятном виде до читательской аудитории. Обращайтесь к рис. 10-3 по мере обсуждения конкретных методик корректировки.

10.4.1. Переопределение доминирования

Для того чтобы составить первое впечатление о выполняемых блоками функциях, читатель вашей диаграммы прочтет по порядку их наименования. Обеспечьте читателям верное первое впечатление от диаграммы, организовав блоки так, чтобы они как можно точнее указывали на взаимное влияние. Один из распространенных приемов для этого заключается в расположении наиболее доминантного блока в верхнем левом углу диаграммы, а наименее доминантного - в нижнем правом. Помните, что расположение блоков может облегчить или затруднить проведение дуг. Иногда вам придется жертвовать расположением блоков в порядке убывания доминантности ради простоты проведения дуг с тем, чтобы получить легко читаемую диаграмму. Например, блоки выбрать инструменты и подготовить рабочее место были определены как более доминантные, чем блок обработать на станке и собрать, по той простой причине, что они часто должны выполняться до того, как станки будут соответствующим образом использованы. Поэтому, несмотря на вспомогательную роль по отношению к блоку обработать на станке и собрать, блоки выбрать инструменты и подготовить рабочее место представляют собой очень важные шаги, предшествующие обработке, что и отражено в нумерации блоков.

10.4.2. Содержательные названия блоков

Для блоков обычно стараются выбрать содержательные название. Однако в SADT нет необходимости выражать все с помощью названий блоков, потому что о работе блока многое сообщают метки окружающих его дуг. Например, детали, сырье и брак превращаются в результаты обработки, в соответствии со следующим шагом задания. Читая дуги блока 4 на рис. 10-3, можно довольно хорошо разобраться в работе блока обработать на станке и собрать. Таким образом, более подробное название блоку не требуется. Оно может только затруднить понимание.

10.4.3. Дуги, хорошо передающие информацию о себе

Рисуя дуги, старайтесь располагать их аккуратно, минимизируя число пересечений и максимизируя пространство между ними. Правильное графическое расположение вносит большой вклад в повышение наглядности и понятности диаграммы. Помечайте дуги ясно и точно. Хотя определенное количество слов передает информацию лучше, следует ограничивать себя. Используйте лишнее слово, если ситуация этого требует. Сейчас как раз тот момент, когда необходимо учесть изложенные в главе 5 идеи, касающиеся более глубоких понятий, связанных с диаграммами и моделями.

Вычерчивая дуги в порядке их значимости, вы сможете оценивать их в процессе рисования и избежите стремления механически присоединять все дуги ко всем блокам. Если вы не уверены, что следует нарисовать далее, соблюдайте порядок, указанный в главе 8: вначале изображаются дуги, представляющие ограничения, потом внешние дуги, затем основной путь и, наконец, обратные связи.

В заключение мы настоятельно рекомендуем не использовать в качестве меток дуг списки имен. Такие списки ухудшают диаграмму, потому что несут меньше информации, чем общее название всего набора данных. Хорошая функциональная декомпозиция в SADT начинается с хорошей декомпозиции данных. Отсутствие общего названия набора данных ухудшает функциональную декомпозицию. Тщательно продумайте названия для наборов данных и просмотрите списки данных и функций предыдущих диаграмм, чтобы облегчить выбор подходящих названий.

10.4.4. Пояснения

Закончив построение диаграммы, поясните ее важные аспекты с помощью замечаний или дополнительного материала. Однако будьте осторожны с пояснениями: не используйте их как прикрытие плохого построения диаграмм. Проясняйте только те понятия, которые нельзя изобразить в виде блоков и дуг. Например, пометить дугу 11 на рис. 10-3 словом материалы и сделать замечание, что материалы - это сырье, заготовки, хуже, чем просто пометить дугу этими двумя этими словами. С другой стороны, описание типичных незаконченных заданий существенно облегчит объяснение того, как они должны быть завершены.

10.5. Исправление взаимосвязанных диаграмм

Создание диаграммы, ответы на связанные с ней вопросы и переделка ее обеспечивают более глубокое понимание родительской диаграммы и диаграмм - потомков вновь построенной диаграммы. Зафиксируйте свое понимание во время исправления диаграммы. (Это как раз тот случай, когда перенесение информации снизу-вверх естественным образом вписывается в технику декомпозиции.) Автор вынужден переносить информацию на другие диаграммы в трех ситуациях: при изменении меток внешних дуг, при появлении новых внешних дуг и при перераспределении функций.

Перенесение необходимо, если изменилось название внешней дуги. Перенесение измененных меток внешних дуг немедленно обеспечивает предоставление родительской диаграммой всех данных, необходимых диаграмме-потомку. Перенесение необходимо также, когда на новой диаграмме появляются новые входные или выходные дуги. Эти новые дуги должны так или иначе возникнуть на родительской диаграмме. Есть два пути сделать это: нарисовать новые дуги на родительской диаграмме или объединить дуги новой диаграммы в одну и изменить соответствующим образом метку дуги на родительской диаграмме. Делая это, соблюдайте правила соединения и разветвления дуг.

Перемещение блоков представляет самую сложную ситуацию. Оно происходит, когда функция (обычно на низком уровне модели) должна появиться, но не появляется на диаграмме, которую вы рисуете, а появляется на другой диаграмме модели, или наоборот. Перенести такую функцию, представленную блоком и всеми его дугами, с одной диаграммы на другую - нелегкое дело. Обычно это приводит к большим изменениям в метках дуг, появлению множества новых и исчезновению некоторых старых дуг. Иногда перемещение одного блока ведет к перемещению других блоков на различные диаграммы, вызывая целую волну изменений. Как правило, перемещение блока влечет за собой обилие технически сложной работы и может привести к ошибкам, если изменения не отслеживаются достаточно тщательно.

10.6. Резюме

Авторская проверка - это процесс критической оценки собственной работы. Обычно только что построенную диаграмму вначале подвергают критике и комментированию. Затем пытаются построить альтернативные декомпозиции, которые могли бы лучше выразить нужную информацию. Даже если альтернативные декомпозиции хуже исходного, они часто проливают свет на новые факты путем объединения и разъединения функций и данных. В конце после сравнения диаграммы с родительской и другими связанными диаграммами в нее, а также при необходимости в родительскую и другие связанные диаграммы вносятся все необходимые изменения.

Дополнительная литература

Cohen, G.: "A New Way to Test Writing", 22nd International Technical Communications Conference, 1975.

Elbow, P.: Writing with Power, Oxford University Press, Oxford, England, 1982.

Freedman, D., and G. Weinberg: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.

Freedman, D., and G. Weinberg: "Reviews, Walkthroughs, and Inspections", IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 10, no. 1, January 1984.

Hale, R.: "Inspections in Application Development - Introduction and Implementation Guidelines", IBM Report TNL GN20-3814, August 1978.

IBM: "Code Reading, Structured Walkthroughs, and Inspections", IBM Report GE-19-5200, 1976.

Kohli, R.: "High Level Design Inspection Specification", IBM Report TR21.601, July 1975.

Lannon, J.: Technical Writing, Little, Brown, Boston, 1982.

Yourdon, E.: Structured Walkthroughs, Yourdon Press, New York, 1977.

Вверх

Оглавление

НазадВперед