В о п  р о с ы

 

1.            Каковы задачи системного анализа?

2.            Каковы задачи теории систем?

3.            Каковы три признака системности?

4.            Каков вклад в развитие системных представлений М.А.Ампера, Б.Трентовского, Е.С. Федорова, А. Богданова, Н. Винера, И. Пригожина? ?

5.            В чем отличие методологии от технологии?

6.            В чем различие между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема"?

7.            Что значит "решить проблему"?

8.            Какие три способа воздействия на субъект без изменения реальности могут привести к решению его проблемы?

9.            Каково основное отличие субъекта от объекта?

10.            Как определить смысл оценки, выраженной неким субъектом?

11.        Почему при вмешательстве в реальность с целью решения проблемы приходится опираться на какую-то идеологию?

12.        Каково основное отличие между тремя типами идеологий?

13.        Что такое улучшающее вмешательство?

14.        Каковы четыре типа улучшающих вмешательств?

15.        Что вкладывается в понятие "твердых" и "мягких” проблем?

16.        Каков важный результат прикладного системного анализа конкретной проблемы, кроме решения самой проблемы?

17.        Что такое статические свойства систем? Каковы четыре статических свойства?

18.      Как из открытости систем вытекает факт всеобщей взаимосвя­занности в природе?

19.        Что называется "моделью черного ящика"?

20.        Каковы четыре рода ошибок, которые можно совершить при построении модели черного ящика?

21.      Что называется моделью состава системы? Каковы трудности ее построения?

22.      При каких предположениях можно говорить о наличии частей у системы?

23.      Как определяется граница системы?

24.      Что называется моделью структуры системы? В чем трудности ее построения?

25.      Каковы четыре динамических свойства?

26.      Что такое рост (спад), развитие (деградация)?

27.      В чем различие между ростом и развитием системы?

 

28.      Что такое связь?

29.      Какими характеристиками характеризуются связи?

30.      Какова роль обратной связи?

31.      Какими свойствами обладает структура?

32.      Что такое энтропия?

33.      Чем определяется уровень организованности?

34.      Как оценивается уровень организованности?

35.      Что является критериями развития системы?

36.      Что называется синтетическими свойствами систем? Каковы четыре синтетических свойства?

37.      В чем состоит свойство эмерджентности?

38.      Какое из статических свойств системы обеспечивает существо­вание эмерджентных свойств системы?

39.      В чем состоит свойство ингерентности?

40.      Как определяется свойство равновесия?

41.      Как определяется свойство устойчивости? Какие существуют формы устойчивости?

42.      В чем состоит свойство надежности?

43.      В чем состоит свойство живучести?

44.      Что такое гомеостаз?

45.      Является ли свойство ингерентности абсолютным? Почему?

46.      Что называется субъективной целью?

47.      Что понимается под объективной целью системы?

48.      Почему не любая субъективная цель достижима?

49.      Как классифицируются системы?

50.      Какие существуют определения сложности системы?

51.      Чем занимается синергетика?

52.      В чем состоит принцип развития в синергетике?

53.      Каковы основные принципы синергетического подхода?

54.      Каковы основные законы синергетики?

55.      Что такое модель?

56.        Почему познавательная и преобразовательная деятельности субъекта невозможны без моделирования?

57.        Каков алгоритм анализа и какие модели он порождает?

58.        Каков алгоритм синтеза и какие модели он порождает? Какая из них непосредственно описывает исследуемый объект (явление)?

59.        Что такое абстрактная модель? Кроме языковых, какие еще примеры абстрактных моделей вы можете привести?

60.        Чем вызвано многообразие языков?

61.        Какова простейшая абстрактная модель разнообразия окружающей нас реальности?

62.        Чем отличаются искусственная и естественная классификации?

63.        Что называется реальной моделью?

64.        Каковы три типа реальных моделей (классификацию по происхождению подобия модели оригиналу)?

65.        Чем отличается использование познавательных и прагматических моделей?

 

66.        Почему в любой модели есть, кроме истинного, (обязательно и неизбежно) неистинное содержание?

67.        Какое качество модели называется адекватностью?

68.        Что является окружающей средой для модели?

69.        Какова связь модели и культуры?

70.        Как классифицируются модели?

71.        Какие существуют виды описания моделей?

72.        Какие существуют способы описания функционально организации?

73.        Каковы цели структурного (морфологического) анализа?

74.        Что является результатом информационного описания?

75.         Какие пять составляющих обеспечивают выполнение процесса управления?

76.        При каких условиях поиск управляющего воздействия на самой системе является неразумным, неприемлемым?

77.        Что называется простой системой? В чем причина простоты?

78.        Какую систему называют сложной? Какова причина сложности?

79.        В чем состоит алгоритм метода проб и ошибок? Какими особенностями он обладает?

80.        Чем отличается метод проб и ошибок от "метода тыка"?

81.        Какие функции выполняет регулятор?

82.        В чем состоит управление по целям? При каких условиях применим этот тип управления?

83.        Что такое большая система? Каковы варианты управления ею?

84.        Придумайте примеры систем, которые были бы одновременно: малой и простой, малой и сложной, большой и простой, большой и сложной.

85.        Чем вызваны возвраты к уже пройденным этапам в ходе системного анализа?

86.        Почему необходимо документально зафиксировать проблему клиента?

87.        Почему не следует приступать к решению проблемы сразу после ее фиксации?

88.        Что называется конфигуратором и в чем состоят особенности выбора конфигуратора?

89.        Как можно определить конфигуратор отдельного стейкхолдера?

90.        Кто такие стейкхолдеры?

91.        Значит ли то, что в поиске улучшающего вмешательства будут учитывать интересы только стейкхолдеров, а интересы нестейкхолдеров вообще никак не будут учтены?

92.        В чем состоят трудности составления списка стейкхолдеров?

93.        Что означает подсказка ПИРС?

94.        Что такое "безмолвные" стейкхолдеры?

95.        Что такое "проблемосодержащие" и "проблеморазрешающие" организации?

96.        Как решаются трудности, возникающие при недоступности части стейкхолдеров?

97.        Что называется проблемным месивом?

98.        В чем отличие проблемы от проблематики?

99.        Почему не следует решать проблему клиента в отрыве от проблемного месива?

100.        Почему для проектирования улучшающего вмешательства необходимо выявить цели стейкхолдеров?

101.    Что такое дерево целей и как его можно построить?

102.    Что называется целевам месивом?

103.    В каком отношении находятся цели и критерии?

104.    Чем определяется набор (число и характер) необходимых критериев?

105.    В чем сходства и различия между критериями и ограничениями?

106.    Какова разница между качественными и количественными моделями?

107.    Что такое идентификация модели?

108.    Что такое активный и пассивный эксперименты?

109.    Чем отличаются прямые и косвенные измерения? Как следует учитывать разницу между ними при обработке данных эксперимента?

110.    Почему не следует всегда одинаково обрабатывать данные, относящиеся к разным измерительным шкалам?

111.    В каких шкалах сделаны записи в каждом столбце на странице вашей зачетной книжки?

112.    Какие операции первичной и вторичной обработки данных возможны в шкале наименований?

113.    Какие операции первичной и вторичной обработки данных возможны в порядковой шкале?

114.    Какие операции первичной и вторичной обработки данных возможны в шкале разностей?

115.    Приведите примеры использования номинальных, порядковых, интервальных, циклических шкал, шкалы отношений.

116.    Как классифицируются порядковые шкалы?

117.    Привести примеры шкал строгого и слабого порядка.

118.    Привести примеры упорядочивания на основе опорных образцов, на основе нечетко заданных образцов, при отсутствии образцов.

119.    Что такое шкала частичного порядка?

120.    Сколько степеней свободы у шкалы интервалов, у шкалы отношений, у абсолютной шкалы?

121.    Что такое дискретизированные шкалы?

122.    Что такое нечеткая классификация?

123.    Почему на данном этапе групповое творчество предпочтительнее индивидуального?

124.    Каковы позитивные факторы процесса творчества?

125.    Каковы три фактора, сильно тормозящих творческий процесс?

126.    В чем состоит алгоритм мозгового штурма?

127.    Почему в технологии Делфи допускается критика высказанных идей?

128.    Чем отличается морфологический анализ от мозгового штурма?

129.    В чем состоит метод синектики?

130.    В чем заключается идея диалектического подхода?

131.    Приведите примеры деловых игр.

132.    Дайте определение выбора.

133.    В чем многообразие задачи выбора?

134.    Какие существуют математические теории решения задач выбора?

135.    Почему нереально создать универсальную теорию выбора?

136.    Каковы способы сведения многокритериальной задачи к однокритериальной?

137.    Что такое "паретовское множество"?

138.    Что является оптимальтным решением по Парето?

139.    В чем состоит метод парных сравнений?

140.    Каковы трудности выбора на основе парных сравнений?

141.    Каковы практические подходы, основанные на основе парных сравнений?

142.    Какова формулировка задачи выбора в условиях неопределенности в задаче игры с природой?

143.    Перечислите основные виды задач теории игр?

144.    Как осуществляется выбор по критерию Вальда?

145.    Как осуществляется выбор по критерию Сэвиджа?

146.    Как осуществляется выбор по критерию Гурвица?

147.    Как решается задача выбора в условиях неопределенностей в задаче с разумным противником?

148.    Каковы семь парадоксов голосования?

149.    Чем обусловлена возможность непринятия решения?

150.    В чем отличие принципа единогласия и принципа конценсуса?

151.    Каковы причины победы меньшинства над большинством?

152.    В чем заключается парадокс подавляющего большинства?

153.    Почему решение при голосовании может быть не принято?

154.    В чем заключается парадокс Кондорсе?

155.    В чем смысл теоремы Эрроу?

156.    Каковы способы достижения конценсуса?

157.    Каковы практические применения задачи повторного выбора?

158.    Каковы основные идеи теории элитных групп и задачи повторного выбора?

159.    В чем состоит алгоритм процедуры «претендент – рекомендатель»?

160.    В чем состоит алгоритм процедур «прополки» и «снятия урожая»?

161.    В чем состоит алгоритм процедуры «делегирования»?

162.    Перечислите достоинства оптимизационного подхода?

163.    Перечислите слабые места оптимизационного подхода?